Опубликовано постановление Правительства РФ № 1812 от 22.10.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»
Документ вносит изменения в постановление Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 которым установлен механизм изменения (увеличения) цены контрактов из-за роста цен на строительные ресурсы, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и заключённых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013.
Правительство РФ распространило действие механизма, позволяющего компенсировать застройщикам удорожание строительных материалов на госконтракты, заключённые до 1 октября 2021 года. Речь идёт о праве подрядчиков по согласованию с заказчиками увеличивать цену госконтрактов в пределах 30%. Ранее данный механизм распространялся только на контракты, заключенные до 01 июля 2021 года.
Постановлением предусмотрено и расширение перечня заказчиков (с 39 до 61), контракты которых могут быть пересмотрены в сторону увеличения цены. Таким образом их число увеличилось почти вдвое.
Также уточнено, что изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных не только до получателя средств федерального бюджета, но и до бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 24.06.2019 № 437 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ростовской области
Постановление Правительства Ростовской области от 02.11.2021г. № 905
По поручению президента России Владимира Путина Министерством просвещения РФ совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в 2022 - 2026 годах будет реализована программа по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций.
В капитальном ремонте нуждается 10% школ страны. Уже в новом году в России начнётся реализация программы, в рамках которой в 2022–2026 годах должно быть отремонтировано 7 300 зданий. Об этом на совещании Владимира Путина с Правительством и руководством партии «Единая Россия» сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.
Программа стартует с 1 января 2022 года. Минпросвещения России и Минстроем России определен перечень видов работ, которые будут финансироваться из федерального бюджета. Программа предполагает оснащение отремонтированных школ мебелью и учебным оборудованием.
Во исполнение раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 09.08.2021г. № ТГ-П8-76пр по вопросу разработки программы, направленной на капитальный ремонт в 2022-2026 годах и пунктов 2 и 3 протокола совещания у первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакина от 11.08.2021г. № 804-ПРМ-АЛ ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» установлен Временный порядок проведения государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, в части образовательных организаций (школ) включаемых в программу, направленную на капитальный ремонт в 2022-2026 годах.
Заключение по результатам проведения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта образовательных организаций будет выдаваться в срок не более 14 рабочих дней.
Весной 2021 года опубликовано постановление Правительства РФ № 331, обязывающее формировать и вести информационные модели объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых с привлечением бюджетных средств, созданных после 1 января 2022 года.
ВАЖНО: в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, будет заключен после 01.01.2022 задание на проектирование должно содержать требования о применении технологий информационного моделирования, установленные постановлением Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
Правила формирования и ведения информационной модели, а также состав включаемых в неё сведений установлены постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Обязательная разработка трехмерной модели может быть исключена из общей информационной модели на всех этапах жизненного цикла объекта – это следует из проекта постановления Правительства России.
Проект постановления правительства России вносит изменения в Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства и Состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требования к форматам указанных электронных документов.
Вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1667 «Об особенностях применения Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»
Минстрой России опубликовал новый проект документа: «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»: Что ждёт институт строительной экспертизы.
В Стратегии уделяется большое внимание перспективам развития института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в частности, ключевой целью развитие института экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий становится его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов.
Проект: Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ
На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России «О внесении изменений в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минстроем России №115/пр от 22.02.2018».
Проектом приказа вносятся изменения в Порядок ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ) в части уточнения перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЗ, путем дополнения указанного перечня Федеральным казначейством и государственными (муниципальными) заказчиками.
Документом устанавливается, что Федеральному казначейству для реализации возложенных на него полномочий оператора государственной автоматизированной информационной системы «Управление» сведения из ЕГРЗ будут предоставляться в полном объеме.
Государственным заказчикам сведения будут предоставляться в объеме экономически эффективной проектной документации, а также документов, включенных в разделы реестра, относящиеся к объектам капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов РФ; юридических лиц, созданных муниципальным образованием; юридических лиц, доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50%.
Таким образом, в случае принятия указанных изменений у Федерального казначейства и у государственных (муниципальных) заказчиков расширится возможность в применении проектной документации по объектам-аналогам и их поиск среди объектов, размещенных в ЕГРЗ, что в свою очередь должно упростить процесс проектирования.
Напомним, что Федеральным законом 275-ФЗ от 01.07.2021 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и отдельные законодательные акты РФ» в ГрК РФ институт экономически эффективной проектной документации повторного использования был заменен институтом типового проектирования.
Общественное обсуждение проекта продлится до 18 октября 2021 года.
Минстроем России опубликованы разъяснения по вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы.
Письмо Минстроя России от 04.10.2021 N 42594-СМ/09 «По вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы»
Переход на ТИМ является обязательным требованием для строительной отрасли, и ее развитие зависит от скорости перехода на информационное моделирование.
Публикуем тезисы форума «100+ TechnoBuild», который прошел в Екатеринбурге с 5 по 7 октября 2021 года.
В ходе проведения форума сделаны выводы об отсутствии серьезных проблем, связанных с переходом на технологии информационного моделирования в строительстве, хотя ещё предстоит осуществить достаточно широкий спектр подготовительных работ.
Вице-премьер России Марат Хуснуллин отметил, что переход госзаказа на ТИМ – обязательное требование, и его надо выполнять. Нужно переходить на ТИМ/BIM и чем быстрее, тем лучше. Чем быстрее отрасль станет прозрачной и цифровой, тем быстрее она будет развиваться.
По словам министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, 50% проектировщиков, готовы работать в ТИМ и 2022 год станет пилотным для всех участников инвестиционно-строительного процесса. Все возможные ошибки будут сниматься на этапе проектирования и экспертизы, но вся эта работа в 2022 году будет отрабатываться заказчиками в ручном режиме.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик проинформировал о готовности 70-75% регионов к внедрению ТИМ, а также сообщил, что создание Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), к которому Минстрой РФ приступил еще в прошлом году, позволит сформировать комплекс единых требований к информационному моделированию, взаимосвязанный с национальными, международными и межгосударственными стандартами.
Правительство Российской Федерации утвердило «дорожную карту» реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата», регулирующую создание промышленных объектов.
«Дорожная карта» включает в себя 37 мероприятий по всему циклу строительства – от этапа проектирования до ввода в эксплуатацию. Реализация «дорожной карты» позволит сократить длительность и снизить стоимость инвестиционно-строительного цикла, устранить избыточные требования, тормозящие создание промышленных объектов.
Согласно «дорожной карте» запланирована подготовка соответствующих нормативно-правовых актов в части:
- совершенствования процедур подготовки проектной документации и проведения экспертизы;
- упрощения получения разрешений на строительство;
- смягчения обязательных требований;
- внедрения технологий дистанционного управления и контроля;
- сокращения сроков и затрат на проектирование благодаря введению института типовых проектных решений;
- введения механизма обоснования технических решений на основе использования современных европейских (еврокодов) и зеленых стандартов;
применения аэромониторинга и технологий дополненной реальности при строительстве промышленных объектов;
- унификации формы договора на подключение к инженерным сетям и обеспечения возможности технологического присоединения в рамках процедуры «одного окна».
Комитетом цифрового развития Национального реестра специалистов НОПРИЗ будет разработана цифровая библиотека архитектурно-строительных элементов и конструкций.
В библиотеку войдут решения, применяемые проектировщиками в рамках СТУ. Более того, одобрена финальная версия электронного справочника программных продуктов для цифровизации деятельности изыскательских и проектных организаций, а также актуализированных в части цифровых компетенций профессиональные стандарты «Специалист в области проектирования мостовых сооружений» и «Специалист в области проектирования автомобильных дорог».
Согласно утвержденному Правительством Российской Федерации Плану мероприятий по совершенствованию системы ценообразования в строительстве переход к ресурсно-индексному методу должен быть осуществлен во втором квартале 2022 года
Переход к ресурсно-индексному методу работы невозможен без эффективной работы Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Платформа запущена в эксплуатацию в 2017 году.
В настоящее время ФГИС ЦС продолжает развивать свои сервисы:
- классификатор строительных ресурсов содержит 127940 позиций;
- в федеральной сметно-нормативной базе (ФСНБ 2020) размещено 118 сборников сметных норм, также ФСНБ-2020 размещена в формате xml;
- опубликовано 32 методики для определения стоимости строительства, 118 сборников сметных норм и 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства;
- данные о ценах предоставляют более 14 тысяч юридических лиц из 85 субъектов Российской Федерации;
- опубликованы новости, профессиональные и обучающие материалы, инструкции по использованию сервисов и функциональных возможностей платформы;
- сервис ответов на актуальные вопросы.
Сообщается, в частности, что согласно части 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ к работам по дооборудованию относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
С целью реализации основных положений ценообразования и сметного нормирования в строительстве и формирования единого подхода к проведению проверки сметной документации на предмет достоверности 13.09.2021 г. Правительством Ростовской области утверждено постановление № 734 «О некоторых вопросах применения сметных нормативов на территории Ростовской области», которое в т.ч. отменяет ряд правовых актов утверждающих территориальные сметные нормативы.
1. Постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862 «Об утверждении территориальных сметных нормативов»
2. Постановление Правительства Ростовской области от 26.03.2015 г. № 201 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
3. Постановление Правительства Ростовской области от 11.06.2015 г. № 393 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
4. Постановление Правительства Ростовской области от 09.12.2019 г. № 905 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 06.09.2012 г. № 862»
Ссылка на постановление
Уважаемые заявители!
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 45(14) положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» - В случае принятия Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения (увеличения) цены государственного (муниципального) контракта, составляющей 100 млн. рублей и более, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенного до 1 июля 2021 г., .....
С перечнем документов необходимых для подачи заявления на данную услугу можно ознакомиться во вкладке «Услуги» - «Государственная экспертиза в соответствии с п. 45(14) положения».
На сайте Минстроя РФ (ссылка) размещены справочные материалы, а также ответы на часто задаваемые вопросы о порядке проведения пересчета стоимости контракта в связи с удорожанием ценообразующих строительных ресурсов.
В 2021 году существенно выросли цены на строительные ресурсы, что повлекло за собой серьезные последствия. В частности, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики смогут изменить условия заключенных контрактов.
Во исполнение данного документа Правительством Ростовской области утверждено Постановление от 06.09.2021 №724 «О некоторых мерах, направленных на обеспечение государственных нужд Ростовской области»