Согласно части 3.9 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, по решению Застройщика или Технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органами, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений.
Проектом Постановления уточняется, что в случае, если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства / реконструкции объекта капитального строительства изменилась и не соответствует той, что установлена в решении о предоставлении бюджетных ассигнований, для проведения государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, предоставляется смета на строительство, реконструкцию, разработанная на технологически законченный конструктивный элемент здания (сооружения), включающий необходимые для его возведения (устройства) комплексы работ, подвергшиеся изменениям.
С 1 мая 2021 года введены в действие на территории Российской Федерации стандарты в области строительства автомобильных дорог
ГОСТ Р 59178-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Правила производства работ. Оценка соответствия» (утвержден приказом Росстандарта от 23.03.2021 № 151-ст);
ГОСТ Р 59401-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограничивающие пешеходные и защитные ограждения. Общие технические условия» (утвержден приказом Росстандарта от 23.03.2021 № 152-ст).
21 апреля 2021 г. опубликован Приказ Росстандарта № 567 от 20.04.2021 «О внесении изменения в приказ от 2 апреля 2020 г. № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Новый перечень содержит значительное количество изменений, в том числе принципиальных. Так, в добровольный перечень «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» впервые включены все 31 пожарных свода правил, которые раньше содержались только в добровольном перечне «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
61 из 673 нормативных документов имеют ограниченный срок действия, который обозначен непосредственно в перечне.
Кроме того, в добровольный перечень включены 28 новых (и пересмотренных) сводов правил.
Приказ Росстандарта № 567 от 20.04.2021
Повторно информируем, что Приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации» утверждена новая Методика определения сметной стоимости строительства реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, которая вступила в силу 5 октября 2020 года.
Методика введена вместо методики МДС 81-35.2004. Она определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции капремонта и сноса объектов капительного строительства на этапе проектирования.
Положения Методики применяются к объектам, финансируемым с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ и госкомпаний.
Обращаем Ваше внимание, что в пунктах 13-16 Методики приведен порядок оформления конъюнктурного анализа, который необходимо выполнять в случае отсутствия во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг.
ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» выдано положительное заключение на строительство общеобразовательной организации в жилой застройке в районе Ростовского моря (мкр. №1), выполненной в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области «Об утверждении программы «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы» Государственной программы «Развитие образования».
Общеобразовательная школа, рассчитанная на 1340 мест будет построена на территории административного района Ростовского моря в северной части г. Ростов-на-Дону, по ул. Мусоргского, входящего в состав 1-го микрорайона строящегося жилого района «Платовский». Четырехэтажное здание школы сложной пятиугольной формы с внутренним двориком разделено на 2 блока - блок для начальной школы и блок для основной и средней школы. Обучение планируется проводить в 1 смену.
Заказчиком данного объекта выступило МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону».
Опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. № 567 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 05.0312007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
Дата начала действия изменений 22.04.2021 г.
Основным изменением является уточнение требований при проведении государственной экспертизы в соответствии с требованиями действующей редакции Градостроительного кодекса, изменен порядок расчета стоимости проведения государственной экспертизы капитального ремонта объектов капитального строительства, а также уточнено понятие «этапности» для линейных объектов.
Проектом предусматривается реконструкция здания общеобразовательной организации для размещения в нём начальной школы и детского сада.
Начальная школа запроектирована на 100 учащихся (4 класса по 25 учеников). Детский сад предназначен для дневного пребывания детей в возрасте от 1-го до 7-ми лет и рассчитан на 40 детей.
Архитектурные решения выполнены с учетом современных тенденций проектирования аналогичных объектов на территории Российской Федерации и Ростовской области. Планировочная и функциональная организация проектируемого здания предусматривает создание максимально комфортной среды, учитывающей ростовозрастные, психологические и технологические особенности планируемых функциональных процессов. Рациональность и компактность планировочной структуры предусматривает трансформируемость помещений исходя из функциональных потребностей и обеспечивает пригодность планировок для возможных модификаций.
Для придания визуальной привлекательности здания и формирования градостроительной доминанты в застройке оформление фасадов создается за счет чёткого ритмического ряда чередования оконных проёмов и глухих поверхностей, цветовой гаммы и фактуры используемых материалов.
Письмом ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 28.01.2021 г. № 08-05-1/938-НБ «О сроке действия нормативных документов» даны разъяснения о том, что согласно части 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет (в отношении линейного объекта - на дату утверждения проекта планировки территории (далее - ППТ)).
В случае если с даты выдачи ГПЗУ или даты утверждения ППТ прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, аналогичное правило действует при проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка ППТ.
В первом чтении Госдумой РФ принят проект федерального закона №1100846-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования»
Законопроект направлен на исключение необходимости получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренных ч.7 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, - как самостоятельного документа с учетом того, что содержащаяся в них информация (о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроках подключения) предоставляется, согласно ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
Применение документов, включенных в перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Неприменение стандартов или сводов правил, включенных в перечень, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:
- результаты исследований;
- расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
- моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
- оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Добровольность применения предоставляет возможность использования других правил, не противоречащих требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Для обеспечения соответствия объектов требованиям пожарной безопасности должны применяться документы в области стандартизации, включенные в перечень, с соблюдением положений Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В рамках перехода с 01.01.2022 на создание проектной документации в форме информационной модели, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утверждена методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ РФ от 24.12.2020 № 854/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели».
Опубликовано постановление Правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».
Постановлением установлено, что формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заключен после 1 января 2022 г., за исключением объектов капитального строительства, которые создаются в интересах обороны и безопасности государства».
Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 13 февраля 2020 года № 337-р определяющее, какие объекты капитального строительства могут быть включены в программу деятельности публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» на 2021 год и плановый период.
Принятый ранее Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Единого заказчика.
Методика устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели, а также сметной стоимости работ по подготовке рабочей документации в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
Актуальность Методики обусловлена увеличением числа проектов, в которых используются технологии информационного моделирования. Методика предусматривает, что расходы на проектирование увеличиваются, стоимость проектных работ растет в связи с расходами проектировщиков на программные продукты, рабочие станции, повышение квалификации.
Минстрой России внес изменения в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2021 год, в течение которого планируется дополнительно разработать 38 проектов сметных норм сверх ранее включенных в План.
В целом актуализированный план содержит предложения по разработке и актуализации 2041 сметных норм, 11 методик нормативных затрат и 7 методик определения сметной стоимости.
Приказ Минстроя России от 24 февраля 2021 года № 84/пр дополняет План 15 позициями (пункты 476-490).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах» (с изменениями и дополнениями от 04.02.2021) установлен ряд разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации
В 2020 году Минстроем России и Главгосэкспертизой России подготовлено 72 нормативных правовых акта в части обновления сметно-нормативной базы - об этом сообщила директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина на состоявшемся 12 февраля 2021 года заседании Совета государственной экспертизы, в работе которого приняли участие руководитель и заместитель руководителя по организации государственной экспертизы ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов».
«Сегодня границы аспектов ценообразования, которыми совместно занимаются Минстрой и Главгосэкспертиза, стали гораздо шире, чем они были даже два года назад. Поэтому работа блока ценообразования и сметного нормирования не начинается и не заканчивается этапом определения сметной стоимости», - сказала Ирина Тютьмина.
С 26 июня текущего года прекращается загрузка в ГИС ЕГРЗ заключений экспертизы в формате PDF
С 26 июня 2021 года заключения экспертизы, подготавливаемые в электронном виде, должны формироваться в формате xml в соответствии с размещенной на сайте Минстроя России xml-схемой. С этого момента загрузить в ГИС ЕГРЗ (Государственная информационная система «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства») заключения экспертизы можно будет исключительно в формате xml. Загрузка в формате pdf будет прекращена.
12 февраля 2021 года в режиме видеоконференции состоялось первое в 2021 году заседание Совета государственной экспертизы, в ходе которого члены Совета обсудили итоги работы института строительной экспертизы в 2020 году, а также приоритетные задачи, стоящие перед профессиональным экспертным сообществом в текущем году.
Итоги работы института государственной экспертизы за 2020 год подведены на основе данных ГИС ЕГРЗ (Государственной информационной системы «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства»).
От ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» в работе заседания Совета приняли участие руководитель и заместитель руководителя по организации государственной экспертизы.
Всего за отчетный период в ГИС ЕГРЗ загружено около 48 тыс. заключений государственной экспертизы.
Введен в действие на территории РФ с 1 января 2021 года
ГОСТ Р 59241-2020 «Берегозащитные сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утвержден Приказом Росстандарта от 08.12.2020 № 1260-ст)
Вводится в действие на территории РФ с 1 марта 2021 года
ГОСТ Р 55913-2020 «Здания и сооружения. Номенклатура климатических параметров для расчета тепловой мощности системы отопления» (утвержден приказом Росстандарта от 08.12.2020 № 1262-ст)
Вводится в действие на территории РФ с 1 июня 2021 года
ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Здания и сооружения. Общие термины» (утвержден приказом Росстандарта от 24.12.2020 № 1388-ст)
Вводится в действие на территории РФ с 1 июля 2021 года
ГОСТ Р МЭК 60297-3-106-2020 «Конструкции несущие базовые радиоэлектронных средств. Размеры механических конструкций серии 482,6 мм (19 дюймов). Часть 3-106. Размеры адаптации блочных каркасов и шасси, используемых для метрических шкафов и стоек в соответствии с IEC 60917-2-1» (утвержден Приказом Росстандарта от 24.11.2020 № 1154-ст)